Пятница, 17.05.2024, 06:17
Приветствую Вас Гость | RSS

   Моя работа - любовь с заботой к детям
Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека (Сергей Бодров мл.)

Полезные ссылки

Для Вас, родители

Главная » 2018 » Январь » 28 » Развитие мелкой моторики дошкольников и пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста.
21:39
Развитие мелкой моторики дошкольников и пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста.

    Известному педагогу Василию Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже давно много говорится о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи крохи. Игры с пальчиками способствуют умственному развитию малыша, стимулируют развитие его речи, творческих способностей и фантазии. Причем даже если вам кажется, что с речевым аппаратом и словарным запасом у ребенка все в порядке, это не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Слабый мышечный тонус пальцев может обернуться для него серьезной нагрузкой в младших классах, ведь кроме усвоения большого количества новой информации, ему придется учиться продолжительное время удерживать в непослушных пальцах ручку. Если вы хотите, чтобы ваш кроха не только хорошо разговаривал, но и быстро и легко учился, с раннего возраста начинайте развивать его руки – пальцы и кисти!

   Развитие мелкой моторики у малыша – задача, посильная любой маме. Это не столько применение специальных профессиональных методик, сколько интересная игра с использованием простейших подручных средств. С ее помощью малыши не только развивают мышцы пальчиков, но и узнают много нового об окружающих предметах, их свойствах, знакомятся с понятиями формы и объема, учат цвета. А еще «пальчиковые» забавы – это веселый и эмоциональный способ общения, который доставит массу удовольствия и вам, и крохе.

   Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму в школьном возрасте.

Пальчиковые игры для малышей

   Пальчиковые игры – простой и веселый, но очень эффективный способ развития мелкой моторики. Это инсценировка стишков, историй, сказок при помощи пальцев. В ходе таких игр ребенок, повторяя движения взрослых, активизирует моторику собственных рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность познакомить кроху с понятиями «вправо» и «влево», «вверх» и «вниз».

   Не заставляйте кроху заниматься пальчиковой гимнастикой насильно. Эффективность упражнений будет снижаться одновременно с потерей интереса к ним. Рекомендуемое время занятий для малышей трех-четырех лет – от 3 до 5 минут.

   Любое стихотворение, сказка или песенка, которые вы знаете наизусть, подойдут для пальчиковой гимнастики! Ваш главный инструмент – это движения пальцев. Чтобы заинтересовать кроху, используйте различные предметы, игрушки, изменения тембра голоса, музыкальное сопровождение. Для занятий выберите подходящее время, например, после еды, когда малыш сыт и настроен на спокойные игры. Эмоционально, четко и медленно проговаривайте слова, при этом обязательно хорошо должно быть видно ваше лицо. Дети хорошо «считывают речь» с лица взрослого и копируют действия. Если кроха не может самостоятельно выполнять нужные движения, используйте прием «мягкого физического манипулирования» – возьмите его руки в свои и вместе делайте движения, которые необходимы. Одобряйте любое достижение вашего малыша!

Примеры пальчиковых игр для малыша

«Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Корни деревьев». Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Слоненок». Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Паучок». Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой - с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.

«Моторчик». Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Перетяжечки». Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

«Грабли». Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните. Приговаривая: «Листья падают в саду, я граблями их сгребу» – проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями.

«Жук». Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону. Шевелите пальцами, проговаривая стишки: «Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».

«Гармошка». Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями:
«Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».

«Очки». Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки. Поднесите их к глазам, приговаривая:
«Бабушка очки надела
И внучонка разглядела».

«Лыжи». Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи». Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
«Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!».

Подручные материалы для развития мелкой моторики

   Для развития мелкой моторики подойдут любые материалы и предметы: бумага и ткань, шнуровка и пуговицы, крупа и макароны, природный материал, пластилин и соленое тесто, всевозможные баночки, бусины. Самое главное, насколько интересно вы преподнесете идею и обыграете ее. Предлагаем несколько идей.

1. Спагетти

   C их помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты:
- возьмите цветные макароны и предложите крохе рассортировать их по трем блюдцам или баночкам;
- из толстых коротких макарон разных фактур можно делать бусы и браслеты.

2. Крупа

   Хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу –чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т.п.;
- осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин;
- вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное – например, от ведерка);
- в небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите малышу найти игрушки в крупе;
- предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.

3. Соленое тесто

   Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.
- малышам помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т.д.)
- Деткам постарше будет интересно разминать тесто в ручках, отщипывать маленькие кусочки теста, перекладывать их из ручки в ручку, разминать и давить. Научите кроху делать блинчики и колбаски или спрячьте в тесто игрушку от киндер-сюрприза. Пусть он запустит в миску обе ручки и потыкает тесто пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.

Как развивать мелкую моторику

   Уделять внимание ручкам ребенка нужно с самого рождения.

До 2 лет:

  • массаж ручек, ладошек, пальчиков;
  • пальчиковая игры и гимнастика;
  • игры с погремушками, пирамидками, конструктором;
  • рисование пальчиками.

Старше 2 лет:

  • игры с крупами (пересыпание ручками или при помощи ложек, стаканчиков);
  • игры с кубиками, мозаикой, собирание паззлов и головоломок;
  • рисование или раскрашивание картинок;
  • аппликация и поделки из бумаги;
  • лепка и поделки из природного материала: шишек, желудей, круп;
  • конструирование;
  • пальчиковый театр и театр теней.

   Несмотря на то что «ведущими» всегда будет три пальца – большой, указательный и средний, так как именно ими мы обычно что-то берем, держим кисточку или карандаш, − нужно стараться уделять внимание безымянному пальцу и мизинцу. Так, вы можете играть в пальчиковые игры, во многих из которых (в том числе в классической «Сороке-белобоке») задействованы все пальцы. Или предложить ребенку усложнить какую-либо игру или задание, пользуясь для захвата, например, большим пальцем и мизинцем.

Увлекательной развивающей игрушкой могут стать многие домашние предметы. Малышу понравится:

  • переливать воду из одной небольшой емкости в другую, набирая ее пипеткой;
  • откручивать и закручивать крышки на банках разного калибра;
  • собирать бусы – веселее использовать необычные материалы: макароны, пуговицы, рябину;
  • заплести кукле, себе или маме косички, сделать «хвостик» с несколькими резинками для волос или сплести венок;
  • насыпать тонким ровным слоем манку на яркий поднос и нарисовать пальцами картинку;
  • взять ленты и завязать несколько узелков или бантиков (можно собрать целую гирлянду);
  • полопать пальчиками пузырьки полиэтиленовой защитной пленки;
  • аккуратно посеять семена петрушки или укропа на дачной грядке или в горшочке на подоконнике;
  • собрать из спичек «колодец» или сделать более сложную постройку.

   «Хорошо, если родители вовлекают ребенка в повседневные домашние дела: приготовление обеда (он может помочь перебрать крупу, выложить на тарелку ягоды, посолить салат), уборку (девочкам, например, нравится протирать от пыли мелкие предметы на полках). Обязательно нужно научить ребенка и давать ему возможность самому одеваться – вероятно, поначалу это будет занимать чуть больше времени, зато, кроме навыков самообслуживания, он получит возможность по нескольку раз в день тренировать руки: застегивать и расстегивать пуговицы, «молнии» и липучки, завязывать шнурки».

Занятия, за действующие мелкую моторику, помогают:

1) координировать свои действия;

2) научиться концентрироваться;

3) лучше понимать свойства предметов через манипулирование с ними;

4) подготовить руку к письму;

5) развить чувствительность пальцев, что может пригодиться в будущей профессии, например врача или скульптора;

6) развить мышечно-двигательную память, которая будет необходима в дальнейшем, например, для игры на музыкальных инструментах;

7) успокоиться, играя с маленькими игрушками, перебирая камешки, пересыпая крупу или песок;

8) развить речь;

9) развить воображение, приобрести навыки сюжетной игры (теневой, пальчиковый театр, разыгрывание придуманной истории);

10) получать удовольствие от постоянного совершенствования и овладения все более сложными навыками (собирания сложных головоломок, конструкторов, вышивания и т. п.).

Более подробно: http://www.parents.ru/article/melkaya-motorika-ipalchikovye-igry-dlya-detej/

Категория: Полезные статьи и ссылки для родителей воспитанников | Просмотров: 237 | Добавил: kuznechik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Часы
Поиск
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Контакты
Написать:

EKonorina@gmail.com

Позвонить:

+ 7 (915) 835 - 38 - 3 ноль


Copyright MyCorp © 2024